Национальная экономическая аномалия: Почему нет связи между инфляцией и экономическим ростом? | АНАЛИЗ

  28 ИЮНЬ 2024    Прочитано: 745
Национальная экономическая аномалия: Почему нет связи между инфляцией и экономическим ростом? | АНАЛИЗ

Согласно одному из основных законов экономики, если есть рост, то должна быть и инфляция. То есть, они не могут быть обратно пропорциональными, наоборот, должны развиваться по параллельной линии, демонстрируя себя в виде взаимного тандема. Даже считается целесообразным, чтобы инфляция была как минимум равна росту. Опыт развитых стран это доказывает.

В нашей стране одной из аномальных экономических явлений всегда было то, что инфляция иногда взлетает до небес, а рост, то есть производство ВВП, снижается. Или наоборот: объем производства увеличивается, но на рынке потребительских товаров фиксируется дефляция. Это противоречит всем экономическим законам и является серьезной аномалией.

Например, за первые 4 месяца текущего года, - с января по апрель, в стране было произведено ВВП на сумму 38,2 миллиарда манатов (в том числе в ненефтяном и негазовом секторе на сумму 24,2 миллиарда манатов). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 4,3% больше, в ненефтяном секторе – на 7,7% больше. Если вернуться немного назад, то в первом квартале в стране было произведено ВВП на сумму 29 миллиардов 96,8 миллиона манатов, что на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ненефтяной и негазовый сектор вырос на 6,7% и составил 18,7 миллиарда манатов.

Обратите внимание: в первом квартале индекс потребительских цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по продуктам питания, напиткам и табачным изделиям был на 0,3% ниже, тогда как по непродовольственным товарам и оказываемым населению услугам он составил соответственно 1,4% и 2,5%, достигнув 1%. В первые 4 месяца цены на продукты питания, напитки и табачные изделия были на 0,7% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а цены на непродовольственные товары составили 1,3%, платные услуги, оказанные населению, – 2,4%, индекс потребительских цен составил 0,7%.

То есть, при росте производства ВВП с 4% до 4,3%, инфляция снизилась с 1% до 0,7%. В целом, в марте индекс потребительских цен по сравнению с февралем вырос на 0,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 0,4%, но в апреле по сравнению с мартом зафиксировано снижение на 0,1%, составив 0,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Министр финансов Самир Шарифов заявил, что зарегистрированная в апреле месячная инфляция в 0% не является хорошим показателем, но инфляция в 16-17% также не является хорошим явлением. «Мы должны стремиться к тому, чтобы инфляция была однозначной - 4-5%. Цель Центрального банка Азербайджана по инфляции составляет 4-6%», - добавил министр.

Некоторые могут сказать, что предыдущий уровень инфляции в 13-14% был удовлетворительным? Конечно, нет. Тенденция инфляции и удорожания, начавшаяся в нашей стране с 2021 года, показывает обнадеживающие признаки ослабления. Как видно из цифр, ситуация на потребительском рынке возвращается в нормальное русло после трехлетнего перерыва.

Однако есть нюанс: граждане это наглядно не ощущают. Потому что волна удорожания и инфляции 2021-2022 годов оставила такой след, что цены на продукты очень высокие. Поэтому вышеуказанные цифры на самом деле показывают ослабление удорожания, а не удешевление.

Эта ситуация также свидетельствует об отсутствии связи между потребительским рынком и экономическим ростом в стране. Причина в том, что первое в значительной степени зависит от внешних факторов, импорта. Поэтому рост производства ВВП у нас выглядит обратнопропорционально инфляции.

В чем выход?! Как изменить ситуацию?

Прежде всего, необходимо исследовать корень проблемы. Дело в том, что денежно-кредитная политика в стране не напрямую и полностью служит экономическому росту, поэтому фактор инфляции всегда исходит от внешних воздействий и давлений. Хотя денежно-кредитная политика должна управлять и регулировать этот фактор, служа экономическому росту.

Было ли когда-либо замечено серьезное снижение цен на потребительские товары в нашей стране? Нет. Внешние повышения цен всегда быстро влияют на нас, но удешевление - нет. Почему? Потому что наш потребительский рынок полностью адаптирован к факторам, вытекающим из внешнего производства и процессов. Это наглядно показал опыт прошлого года. Несмотря на то, что на глобальных рынках снижение цен наблюдалось с января 2023 года, у нас оно проявилось через 4-5 месяцев, а инфляция к концу года составила 8,8%.

Да, этот показатель в предыдущие годы был двузначным. Но на фоне ослабления глобальной экономической активности и снижения цен на товары, энергию и продовольствие, 8,8% не является низким показателем. Поскольку импорт инфляции в нашу страну был значительно ограничен. Несмотря на это, внутренний совокупный спрос, стремящийся к избыточному росту, и активизация факторов затрат искали малейшие причины и «поводы» для новой вспышки. Эта ситуация сохраняется и сегодня.

Чтобы выразить свою мысль проще, отмечу, что, например, в США Федеральная резервная система корректирует денежно-кредитную политику, непосредственно исходя из объема производства ВВП, тогда как у нас Центральный банк смотрит только на показатель инфляции и снижает или повышает учетную ставку. Однако денежно-кредитная политика у нас также должна служить производству ВВП. Рано или поздно мы должны этого добиться. Но, к сожалению, административное управление и поддержание стоимости маната этому препятствуют.

Специально для Azvision.az
Парвиз Гейдаров


Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА